Наверняка вы не раз замечали, что компании, которые создаются бывшими военными — довольно успешно конкурируют на рынке с другими коммерческими предприятиями. И не важно в какой отрасли они создаются — будь то охранное предприятие или торговая компания, производство, строительство или оказание услуг: вне зависимости от вида бизнеса они довольно быстро стартуют и развиваются. На мой взгляд это можно отнести к высокому уровню административной организации (организационной структуре и управлению).
Поэтому, несмотря на все мое неприятие армии как общественно-политического института, в том виде, в котором она существует в настоящее время в России — у нее есть некоторые преимущества, которые можно и нужно применять в практике управления коммерческим предприятием. И главное ее преимущество, как вы можете догадаться из название — дисциплина.
Дисциплина в некотором аспекте — это продолжение иерархии, то есть человек определяя свое поведение в коллективе руководствуется своим формальным положением: в армии для этого предусмотрены не только должности, но и воинские звания, которые служат для определения подчиненности личного состава не только по подразделениям, но и по званиям. Это дисциплинирует и служит основой для взаимного уважения личного состава различных структурных подразделений. И если сравнивать это с коммерческим предприятием, то мы видим только должности.
Поясню на примере коммерческого предприятия: итак, в компании есть 2 структурных подразделения, которые не находятся в подчинении друг друга — отдел продаж (ОП) и административно-хозяйственный отдел (АХО). Естественно от ОП зависит выручка компании, а от АХО комфортность работы сотрудников всей компании. Очень часто бывает, что ОП считает себя более привилегированным структурным подразделением чем АХО — классическое противостояние зарабатывает/тратит. Хотя мы как руководители должны понимать, да и понимаем, что оба подразделения для нормальной работы компании крайне нужны и важны. Но мнимое в головах сотрудников превосходство, одного подразделения над другим, создает на этом фоне межличностные конфликты, а порой и неуважение сотрудников подразделений друг к другу.
В армии это решено уже давно — есть система званий, с которой каждый военнослужащий должен считаться вне зависимости от его должностного положения. А вот на коммерческих предприятиях, в приведенной ситуации, с решением таких проблем бывает довольно трудно — руководители пытаются сплотить коллектив, разрабатывают корпоративную культуру, применяют командный менеджмент, но вне зависимости от этих мер результаты таких мероприятий или кратковременны, или не показывают высокой эффективности.
Что же нужно сделать, чтобы таких конфликтов между подразделениями стало меньше? Правильно — ввести систему корпоративных званий. Причем добавить и мотивирующие функции в эту систему — в зависимости от корпоративного звания делать бонус к основной заработной плате. Данная система в целом будет отражать значение каждого работника для предприятия.
Можно использовать систему равносильную системе воинских званий, или придумать индивидуальные корпоративные звания:
— младший лейтенант;
— лейтенант;
— старший лейтенант;
— капитан;
— майор;
— подполковник;
— полковник;
— генерал.
Также, как и на военной службе, звание сотрудника предприятия должно зависеть от времени работы на предприятии, учета его конкретных достижений, занимаемой должности, профессионализма и значения сотрудника для компании. Кроме того, чтобы обеспечить корпоративную субординацию необходимо ввести знаки отличия (значки различных цветов, размеров и так далее).
И здесь уже на уровне психологии сотрудники различных подразделений будут уважать друг друга в зависимости от их корпоративного звания — читай формально закрепленного значения сотрудника для всей компании, дисциплинирует межличностные отношения, улучшит исполнение решений руководства и доведение их до подразделений.
Примечательно, что в данной системе фактически нет минусов, а стоимость ее разработки и внедрения гораздо ниже ежегодных корпоративных мероприятий по повышению командного духа и улучшению морального фона в коллективе, особенно в том аспекте, что указанные мероприятия касаются только части сотрудников, а данная система — всех без исключения. Естественно, в данной статье изложены только основные принципы системы, а для каждого предприятия ее надо разрабатывать индивидуально.
В заключении хочу сказать, что данная система впервые была разработана мной три года назад — для производственного предприятия численностью более 1000 человек и уже смогла показать свою высокую эффективность 🙂